Музей народного быта

muzey1«Мы не поймем своего прошлого, не поймем истории, не поймем характера и души своих предков, и нравственный
опыт  их  жизни  окажется  для нас бесполезной тайной, если мы не потрудимся понять ту реальную  среду, в которой жилрусский человек».
Ю.Галкин. «Слова и годы».

 

Понятие «народности в общественном воспитании» введено и осмыслено К.Д.Ушинским. Он открывает широкое поле деятельности для педагогов, одним из важнейших компонентов которой становится не только изучение Родины и народа, языка, уклада, бытования традиций, но и включение ребенка в процесс познания-постижения, включение в трудовую преобразовательную деятельность. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному – родной земле, родному языку, родному народу. Традиционная культура – это педагогическая система. Центральное педагогическое понятие традиционной культуры – уклад: воспитывают не только слова, которые произносятся, но и сопряженная со словом система отношений, ритм жизни, нравственные начала – все то, что можно назвать «духом общности», и что является систематизирующим элементом традиционной культуры.  Народная культура складывается из многих составляющих, в число которых входит и знакомство с народным бытом.

Всякая красота в человеческом обиходе не случайна. Она создается поколениями, и опыт такого созидания красоты может быть очень поучителен и полезен в педагогическом отношении. Прежде всего искусство бытовое, искусство, имеющее прямые связи с бытом людей, с их повседневной жизнью, с повседневным трудом.

Зачем же современному маленькому городскому жителю, привыкшему получать все в готовом виде, не задумываясь, как появилась та или иная вещь, тот или иной продукт в его доме или на столе, знать историю Руси избяной? Скорее всего, затем, что наши дети, впрочем, как и взрослые в городских условиях, привыкают жить одним днем, не задумываясь не только о прошлом, но и будущем. Как же довести до сознания ребенка мудрость народную о том, что все в жизни русского человека  было продумано, каждой былиночке, каждой травиночке отведено было свое место. Если делалось, то на  года, если строилось, то на века. Как не хватает этого понимания современному человеку. Не хватает и единения с природой, поэтому и вымирают леса и мелеют реки…

Основой жизни русского человека было родное гнездо – родной дом – жилище, muzeyродная семья, забота о завтрашнем дне, о жизни, о здоровье, о будущем детей, о будущем земли-кормилицы. Это ли не готовый богатый педагогический, воспитательно- образовательный материал.  Рассказывая о жилище, о русском быте, педагог может поведать ребенку об истории,  заповедях,  обрядах,  народной  мудрости, доказать, что «власть земли» — власть облагораживающая, строящая жизнь, а «власть денег», стремление к пустому накопительству – власть разрушающая.

Но рассказывать, объясняя на «пальцах», показывая на картинках – это малоэффективный прием. Для того, чтобы что-то понять, ребенок в силу своего наглядно- действенного и наглядно-образного мышления должен сам побывать в той обстановке, сам  должен  попробовать, подействовать. В этом педагогу может помочь специально оборудованный музей народного быта – «изба», «горенка», в которой собраны только подлинные экспонаты. Эти экспонаты должны рассказывать, с ними можно и нужно играть, действовать, изучать…muzey2

Экспозиция музея представлена следующими разделами:

  • Народный быт в стилизованной мини – «избе» — горенке и выставочном комплексе.
  • Народный костюм.
  • Декоративно-прикладное народное творчество.
  • Народная кукла.

В музее проводится следующая работа:

  • Экскурсии для детей и взрослых.
  • Костюмированные театрализованные представления по годовому кругу (календарным обрядовым праздникам).
  • Костюмированные ярмарки народных промыслов.
  • Мастер- классы и т.д.
master-klass master-klass2 master-klass1

Детям
Сергей Бехтеев

Любите, дети, старину
С её былинными веками,
С её столетними церквами,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину…

Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской
И жизнь на наш свободный лад –
Под звон мечей и свет лампад!..

Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки.
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..

Комментирование запрещено