Пение и игра на музыкальных инструментах

Вальдорфская  педагогика  исходит  из  признания  факта  развития  музыкальных  способностей  детей  первого  семилетия жизни  в  процессе  подражания  взрослым.  Именно  поэтому  не  являются  необходимыми,  обязательными  традиционные  музыкальные  занятия  для  детей,  где  их  специально  учат  петь,  запоминать  тексты  и  мелодии.  Дети-дошкольники  восприимчивы  к тому,  что  делает  взрослый,  и  легко  выучивают  песни,  если  их просто поет рядом с ними их воспитатель. Теплый, естественный голос, который дети непосредственно воспринимают, обращен прямо к душе ребенка, легко вызывает у него эмоциональный отклик.

В  ритме  дня  воспитатель  может  отвести  особое  место  под игру на музыкальных инструментах и пение с детьми. С другой стороны,  пение  может  сопровождать  любую  деятельность  воспитателя,  целесообразно  отражал  ее  смысл.  Песня  о  выпечке хлеба  подходит  к  работе  с  тестом,  изготавливая  фонарики,  мы можем  петь  о  них  песню.  В  течение  дня  есть  и  много  других благоприятных для пения моментов, при этом воспитатель может неоднократно  обращаться  к  одним  и  тем  же  мелодиям:  небольшим  песенкам  утреннего  приветствия,  исполняемым  перед трапезой, песенкам-благодарениям за еду, музыке, призывающей детей к началу уборки или настраивающей их на работу-игру  с красками…

Пение,  как  правило,  должно  сопровождаться  жестами  рук, движениями тела, создающими живой образ того, о чем поется в песне. Важность такого подхода к детскому пению заключается в том,  что  при  этом  оживляется  воображение  ребенка,  через внешний  жест  оказывается  благотворное  действие  на  его внутреннюю, душевную активность.

Все  мелодии  очень  простые,  зачастую  основаны  на  фольклорном  материале,  легко  запоминаются  детьми,  становятся любимыми, входят как неотъемлемая часть в их игры, различные занятия. Идеальной для восприятия маленького ребенка, а также для исполнения им, является квинтовая музыка (пентатоническая), любое сочетание звуков которой является гармоничным.

Большими  возможностями  в  музыкальном  плане  обладают подвижные  игры  в  кругу,  пальчиковые  игры,  музыкально-ритмическая  игра.  Во  всех  этих  игровых  занятиях  музыка гармонично сочетается с разнообразными движениями, ритмами, образами,  разговорной  и  поэтической  речью,  что  является благотворным для развития всех сфер личности ребенка в целом.

Для музыкального развития ребенка важно, чтобы он слушал только  живую  музыку.  С  позиций  вальдорфской  педагогики неприемлемо  использование  в  детском  саду  технических звуковоспроизводящих  устройств.  Что  же  касается  выбора  музыкальных инструментов, то предпочтение должно быть отдано тем,  что  дают  звуки,  близкие  душе  ребенка.  В  первую  очередь это  лира,  кантеле,  флейта,  причем  настроенные  так,  что  их звуковой  ряд  является  квинтовым.  Это  означает,  что  любое сочетание  звуков  будет  давать  гармоничное  созвучие,  что  позволяет даже самому маленькому ребенку создавать собственные мелодии,  подражая  воспитателю.  Хороши  также  все  народные музыкальные  инструменты:  колокольчики,  бубенцы,  литавры, погремушки, свистульки, т.п.

Комментирование запрещено