Сказка

сказка. вальдорфский детский сад ЗеленоградВажное  место  в  педагогическом  процессе  вальдорфского детского сада отводится сказке. Она выступает одним из основных средств нравственного воспитания, т.к. ее образы обращены к  самой  душе  ребенка.  Велико  значение  сказки  и  в  развитии детской  фантазии,  способности  к  воображению,  в  обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни.

Сказка  рассказывается  детям  ежедневно.  У  нее  есть  и  свое определенное время и определенное место, и определенный ритуал рассказывания. Одна и та же сказка рассказывается в течение одной, иногда двух недель. Это дает ребенку ощущение внутреннего  покоя,  а  также  предоставляет  возможность  детям вжиться достаточно сильно в различные сказочные образы.

Такие  элементы  языка  как  звук,  образность,  ритм,  мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры.

Существует  ряд  методических  требований  к  рассказчику. Например,  важно,  чтобы  сказка  рассказывалась  устно,  а  не  читалась по книге. Важно сохранение народного текста, а не пересказывание сказки вольным образом. Важен процесс организации слушания, при котором идет концентрация слуха ребенка на речи рассказчика.  Воспитатель  должен  владеть выразительной грамотной речью, т.к. дети после прослушивания сказки произносят отдельные звуки и слова, начиная ориентироваться на услышанное. Большой смысл заключен  в особой спокойно-распевной  манере  сказителя,  в  ясном,  четком  звучании слова. Этим создаются максимально благоприятные возможности для  действия  древней  мудрости,  хранящейся  в  сказках,  ибо личность самого рассказчика отступает на второй план.

Сказка с детьми не анализируется, воспитатель не комментирует  ее  сюжет,  не  анализирует  его,  не  просить детей запоминать или специально пересказывать сказку. Вместе с тем  дети  могут  использовать  сказочные  сюжеты  в  своих  играх. Перевоплощаясь  в  разных  героев,  они  еще  раз  переживают смыслы сказки.

 

Кукольный спектакль.сказка. вальдорфский детский сад Зеленоград

Слушая  сказку,  дети  внутренне  рисуют  себе  картины,  образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за  счет  образов  внешних.  Именно  эту  важную  функцию выполняет в вальдорфском детском саду кукольный театр.

Действующие,  движущиеся  куклы  вызывают  в  ребенке «представление  о  живом»,  вызывают  внутреннюю  подвижность. Притягательность театра кукол для зрителя напрямую связана с тем,  что  пребывающее  в  неподвижном  состоянии  объемное изображение, картина на наших глазах приходит в движение. И движение  это  не  механическое,  случайное,  но  внутренне целесообразное  и,  поэтому,  можно  сказать, живое.  Картинка не просто движется, а «оживает» на глазах зрителя, что необычайно сильно  воздействует  на  внутреннюю  жизнь  ребенка.  Большую роль в таких переживаниях играет богатая детская фантазия. Содержательной  основой  кукольного  спектакля,  показываемого воспитателями детям, обычно является народная сказка, и  кукольный  театр  оказывается  своеобразной  формой  ее преподнесения.  Дети  при  этом  переживают  сказочные  образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.

Показ  кукольного  спектакля  организуется  воспитателями. Основным  материалом  для  создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.

Большое  внимание  уделяется  куклам,  персонажам  спектакля,  выразительности  их  образов.  Как  правило,  все куклы для театра в вальдорфском детском саду изготавливаются вручную.  Обычно  используются  два  их  вида:  стоячие  куклы  и куклы-марионетки.

Важным  условием  при  создании  театральной  куклы  является  ее  прообразность,  избегание  внешней детальной  проработанности,  но,  вместе  с  тем,  хорошая  продуманность  внутреннего  содержания  персонажа.  Аналогичное требование  предъявляется  и  к  театральному  ландшафту.  Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные  ребенку,  будят  его  воображение,  позволяют неосознанно  проникать  в  моральную  суть  сказки.  Прообразные куклы  оставляют  также  достаточно  большое  поле  для  деятельности детского воображения.

 

Кукольный спектакль во время свободной игры.

сказка. вальдорфский детский сад ЗеленоградДанный  вид  спектаклей  разыгрывается  самостоятельно детьми.  Импульс  к  такого  рода  игре,  своеобразной  детской  художественно-творческой  деятельности,  ребенок  получает  от целого  ряда  совместных  занятий  с  воспитателями  и,  в  первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Дети,  благодаря  развитой  способности  к  подражанию,  а также  простоте  выразительных  театральных  средств,  используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный  сюжет.  Вместе  с  тем,  дети  часто  и  охотно  импровизируют, легко сочиняя свои собственным истории.

Такие  спектакли  устраиваются  детьми  во  время  свободной игры,  т.е.  тогда,  когда  ребенку  предоставляется  большое  пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

Для  того,  чтобы  кукольный  спектакль  такого  рода  мог  состояться,  в  распоряжении  детей  должно  быть  достаточное  количество природного материала, лоскутов ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.

 

Сказка, показанная самими детьми.

Героями сказки становятся сами дети. Для костюмов используются плащи, повязочки на голову и другие не сложные атрибуты. Из стоечек, скамеек, стульев, ткани делаются декорации к сказке. Детям не нужно выучивать текст героев. Воспитатель рассказывает сказку, говорит за героев, помогает в их передвижении. Этим самым снимается волнение и напряжение ребенка. Он может спокойно и полностью погрузится в мир сказки, не боясь, что сделает что-то не так. Но это совсем не обозначает, что нельзя говорить за своего героя, если ты готов и хочешь это сделать.

Такой спектакль проигрывается не менее двух недель. За это время дети успевают побывать в роли всех героев, испытать на себе каково это быть отважным или не очень, царем или крестьянином. Бывает так, что мальчики просятся на «девичьи» роли и наоборот. В такой сказке можно решить ту или иную социальную или педагогическую  задачу. Надо сказать, что дети очень любят эти спектакли.

Комментирование запрещено